writer
Active Member
Помощник президента РФ Игорь Щеголев в ходе своего выступления на расширенном заседании коллегии Роскомнадзора предложил расширить понятие персональных данных граждан на информацию об истории посещаемых ими сайтов, используемых поисковых запросах, данных о местоположении и других подобных сведениях. По мнению автора инициативы, данные сведения отражают мировоззрение конкретных людей, а потому вполне могут рассматриваться как личные.
Щеголев отметил, что перечисленные сведения могут использоваться компаниями в коммерческих целях. По всей видимости, имелся ввиду учет поисковых запросов при выдаче контекстной рекламы. Помощник главы государства полагает, что самостоятельно рынок не может обеспечить необходимое регулирование данного вопроса и он требует вмешательства властей.
В частности, Щеголев предлагает наделить граждан страны так называемым «правом на забвение», то есть узаконить требования об удалении любых персональных данных из сети Интернет. При этом он сослался на опыт ЕС, где сразу же после введения аналогичного права им воспользовались около 12 тысяч человек.
По мнению руководителя Роскомнадзора Александра Жарова, предложения помощника президента являются глубокими и содержательными и требуют обсуждения с верхней и нижней палатами парламента. В то же время он напомнил, что фактически право потребовать удаления персональных данных из Интернета через суд у россиян есть и сейчас, однако до сих пор никто из жителей страны им не воспользовался.
Во введении «права на забвение» есть одна сложность. Заключается она в отсутствии на территории России официальных представительств интернет-компаний, которые могли бы принимать юридические решения. Не исключено, что в связи с этим реализовывать данные требования будут через вступающий в силу в сентябре закон о необходимости хранения персональных данных россиян на территории страны. В этом случае вместо иллюзорного расширения прав и свобод граждан будет на самом деле узаконен ещё один инструмент цензуры, который вполне можно будет использовать с целью давления на СМИ.