moder
Администратор
Команда форума
Леонтий Шамшуренков
Изобретатель-самоучка крепостной крестьянин 1687 года рождения. Первоначальную известность Шамшуренкову принесла модель «снаряда», изобретенного им для поднятия на колокольню Ивана Великого Царь-колокола, незадолго до того перелитого.
Также является автором первого известного русского веломобиля. Хотя «самобеглый экипаж» Кулибина более известен, Шамшуренков свой представил на 40 лет раньше.
Егор Жепинский
Сын крепостного кузнеца (отсюда и вторая фамилия мастера – Кузнецов), изобрел катальную, или «шталмерову», машину, что оказалась «против прежней шталмеровой способнее», и особую машину для резки железа, и необычайные часы, и музыкальные путемерные дрожки (1801 год).
Ефим Артамонов
Смастерил первый российский велосипед – двухколесную цельнометаллическую тележку с педалями и рулем. Он «в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга», и плетей ему потом всыпали за то, что перепугал барышень. А в 1801 году мастеровые на своих «самокатках» ездили аж к царю в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тысяч километров. По преданию, этих ездоков обстреливали солдаты, посчитав их связанными с дьяволом. В «Словаре…» Кривощекова на странице 140 упоминается: «Мастеровой уральских заводов Артамонов в 1801 году во время коронации царя бегал на Сокольническом поле на изобретенном им велосипеде».
Курила Артамонов
Из крепостных крестьян, изобретатель и корабел. Ему принадлежат такие изобретения, как воз-духородные баллоны, изогнутая подзорная труба, подводные самодвижущиеся мины с негаснущим запалом, подводная лодка, первый в мире легководолазный костюм.
Иван Тихонович Посошков
Из сословия крестьян, ремесленников-серебряников. Первый русский экономист-теоретик, также мыслитель, публицист, предприниматель и изобретатель. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Взгляды экономиста, изложенные в книге «О скудости и богатстве» являлись новаторскими не только в России, но и на международной арене, что делает И. Т. Посошкова выдающимся экономистом и в настоящее время, так как он впервые поднимал вопросы, исследовал процессы и явления, являющиеся актуальными и в современном обществе. Помимо прочего совершенствовал огнестрельное оружие и сделал станок для чеканки денег.
Кирилл Соболев
Из крепостных костромского помещика Макарова, 1782 года рождения. Пришел в столицу из Костромской губернии в прямом смысле слова: «Всю дорогу до Петербурга, более тысячи верст, мальчик шелпешком». Здесь он попал на выучку к столяру, отлично освоил мастерство и вскоре привлек внимание придворного столяра. Выполняя заказы для дворцов, он изготовил для Павла I складной стул, заказ на который побоялись взять иностранные мастера. Для Александра I он сделал отличную мебель. На масленичных гуляньях Соболев зарабатывал деньги показом камеры-обскуры. Талантливый механик создал примечательные машины: пильные мельницы, поднимальные машины, подвижную секретную лестницу, свайный копер, домкрат, поднимавший здания, духовую сушильную машину и духовой мех, полировальную машину, понтонный мост, мельницу с деревянными жерновами, веяльню, молотильню. Английской молотилке с 30 «молотилами», с двумя рабочими и парой лошадей он противопоставил свои молотилки: ручную с 50 «молотилами» и конную с одной только лошадью, приводящей в действие 70 молотил» – обе значительно производительнее и выгоднее английской.
Егор Кузнецов-Жепинский, крепостной промышленников Демидовых, изобрел водоотливную и рудо -подъемную машины (1764), прокатный стан с калиброванными валками для проката сортового железа(1770), непрерывный прокатный стан (1775).
Иван Ползунов
Создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового двигателя, родился в семье солдата, выходца из крестьян. Был «механическим учеником» у главного механика уральских заводов Бахарева. В библиотеке Барнаульского завода он познакомился с трудами Ломоносова, а также изучил устройство паровых машин. В 1763 году Ползунов предложил проект парового двигателя мощностью 1,8 л. с., который мог функционировать при отсутствии источников воды, а в 1765 году спроектировал и построил большую паровую машину мощностью 32 л. с. для воздуходувных меховлавильных печей.
Черепановы
Создатели первого российского паровоза уральские механики отец и сын Черепановы. Происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу Демидовых на Урале. Дед и отец Ефима Черепанова всю жизнь занимались так называемыми непременными работами: валили лес, рубили дрова и возили их на завод. Но Ефим с детства полюбил столярное и слесарное мастерство. Его приняли на завод «меховым мастером», и скоро Черепанов стал признанным специалистом по воздуходувным устройствам. Владельцы заводов начали привлекать его к решению сложных задач, например устройству прокатных станов. Он отвечал за устройство и эксплуатацию гидротехнических сооружений и водяных двигателей на всех девяти Нижнетагильских заводах Демидовых. Сын Мирон с ранних лет помогал отцу и тоже стал изобретателем в «механическом искусстве». Ефим Черепанов создал особое «механическое заведение» при Выйском заводе, где под его руководством работали кузнецы, слесари и плотники. В этой мастерской в 1820 году мастер и его сын построили первую опытную паровую машину. В 1834 году Черепановы после командировок в Англию построили «пароходный дилижанец» и чугунную дорогу для него – первую железную дорогу государства российского. Кстати, в шестидесятых годах XIX века между Верхней и Нижней Салдой на Урале совершал рейсы «паровой слон» – паровой автомобиль, созданный Аммосом Черепановым, племянником паровозостроителя.
Семен Иванович Бадаев
Мастер-самоучка из крепостных крестьян, открыл новый способ приготовления высококачественной литой стали, получившей название «бадаевская». Из «бадаевской» стали изготовлялись монетные штампы, хирургические нструменты. Первые опыты по производству литой стали Бадаев начал в 1809 году при Петербургском заводе хирургических инструментов в качестве «дворового человека подпоручика Рогозина». За изобретение С. И. Бадаева русское правительство в 1810 году выкупило его из крепостной зависимости и наградило золотой медалью на Владимирской ленте. Ему было предоставлено право поступить на какой-либо казенный завод для продолжения опытов. Бадаев выбрал Воткинский завод, считавшийся в то время одним из передовых горных заводов Урала, где продолжал работы по усовершенствованию стали сорок с лишним лет.
Матвей Калашников
Из крепостных ярославского помещика Кардовского, занимался в Петербурге созданием новых машин и конструкций. Он изобрел машины для выливания воды из плашкоутов, для подъема на «чрезвычайную» высоту воды и тяжестей, для орошения лугов и полей. В 1807–1817 гг. Калашников зготовил модели разводных мостов Тучкова, Сампсониевского, Исаакиевского. Замечательны разработанные им проекты мостов для переходов через Большую и Малую Невку и через Неву. Во всех мостах он предусмотрел разводные части, спроектировал арки больших пролетов. На Исаакиевском мосту он предложил пролет арки в двести метров. Для того чтобы убедиться в прочности, четырехаршинная модель моста подверглась тридцатидвухпудовой нагрузке «и в продолжение нескольких месяцев неприметно было не только никакого повреждения, но и малейшего действия тяжести».
Михаил Сутырин
В конкурентной борьбе взял в 1819 году «приоритет» на свое изобретение – «машину для взвода судов против течения рек», но получил ее с большим опозданием из-за неоднократных отказов и длительного разбирательства в связи с претензиями французского инженера Пуадебарда, пытавшегося закрепить за собой монополию на производство в России механических водовзводных судов. Еще в 1814 году он получил «привилегию» на свою «машину для взвода судов». Но машина, изобретенная Сутыриным, была совершенно оригинальной и несравненно лучше, чем позднее предложенная французским механиком, но ранее привилегированная…
Федор Блинов
Изобретатель-самоучка из сословья крестьян, в 1879 году получил «привилегию» на изобретенный им «вагон с нескончаемыми рельсами». В 1888 году он совершил первую поездку на тракторе собственной конструкции – первом в мире работоспособном гусеничном тракторе. Родился Блинов в семье крепостных. Едва овладев грамотой, стал много читать. Попадались книги и по «механическому делу». Где в то время проще всего мог реализовать желание конструировать крестьянский парень из приволжской деревни? Конечно, на Волге, по которой ходят красавцы пароходы – чудеса техники! Получив у помещика «вольную», Блинов отправляется на Волгу. По всему волжскому пароходству он слыл опытным механиком. В начале 1877 года, скопив кое-какие деньги, Блинов возвращается в родное Никольское. Он мечтает построить «самоход», который облегчил бы крестьянский труд на пахоте и во всякого рода перевозках. Сначала он изобретает «вагон» на гусеничном ходу. «Бесконечные рельсы» представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. По существу, это был первый гусеничный прицеп. При всей кажущейся простоте «цепеобразного устройства» оно содержало все элементы современного гусеничного движителя. Чтобы иметь какие-то свободные средства на изобретательство, Блинов ведет работы по ремонту и усовершенствованию сельскохозяйственной техники, создает новые конструкции машин. В частности, он придумал одноцилиндровый пожарный насос – более производительный и надежный, чем тогдашний двухцилиндровый. В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошел с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову «привилегии», каковая и была получена год спустя. Блинов устраивается механиком на цементный завод с условием, что ему предоставят возможность построить «вагон». Одновременно он занимается устройством городского водопровода и по заказам купцов проектирует быстроходные речные буксиры. Летом 1880 года «вагон» построен, и Блинов испытывает его на пахоте, грунтовых дорогах и даже на болотистой местности. Осенью 1881 года он приступает к строительству «самохода» – трактора на гусеничном ходу. В 1888 году первый образец «самохода» на гусеничном ходу изготовлен. Он имел устройство по типу вагона, но вместо пароконной упряжки был установлен паровой котел на шесть атмосфер, работавший на нефти. Котел приводил в движение две тихоходные паровые машины мощностью 12 л. с. Машина развивала скорость до трех верст в час (3,2 км / час). Этого было достаточно для работы с несколькими плугами.
Петр Акиндинович Титов
Академик А. Н. Крылов в своей книге «Мои воспоминания» посвятил раздел «Корабельный инженер-самоучка» П. А. Титову, сыну рязанского крестьянина.
В начале девяностых годов XIX века морское министерство провело конкурс на «составление проектов» броненосца. Конкурсная комиссия присудила первую премию за проект под девизом «Непобедимый», а вторую – за проект под девизом «Кремль». Вскрыли конверт под девизом «Непобедимый» – автором проекта оказался Титов. Вскрыли конверт «Кремль» – автор проекта - Титов. Сын пароходного машиниста из рязанских крестьян, не проходивший никаких школ и овладевший глубокими техническими знаниями в практической работе, Титов опередил всех дипломированных инженеров – участников конкурса. Петр Титов с двенадцати лет работал зимой на Кронштадтском пароходном заводе, а летом подручным у отца на пароходе. Через четыре года поступил рабочим в корабельную мастерскую Невского завода, стал помощником корабельного мастера, а затем и мастером. После смерти англичанина Бейна Титов достроил полуброненосный фрегат «Генерал-адмирал», затем построил клиперы «Разбойник» и «Вестник». Не знающий начальной школы, Титов стал выдающимся судостроителем. Он сооружал подводные лодки, первые боевые корабли из судостроительной стали.
Федора Куприянов
Из новгородских крестьян, сконструировал машину для насечки напилок, употребляемых при арсеналах, за что был удостоен, удостоенная награды высшим артиллерийским начальством. Также сделал квадрант для поверки артиллерийских орудий, ручной домкрат, приспособления для производства капсюлей и пистонов, тележку для спасания жильцов верхних этажей во время пожаров.
Данила Бокарев
Изобретатель-самоучка из крепостных, впервые в мире догадался с помощью деревянного пресса отжать из семечек подсолнуха масло. Это произошло в слободе Алексеевка Воронежской губернии, где вскоре появились и «первые промышленные насаждения прежнего экзота». Впоследствии подсолнечник быстро распространился на юге России и в Украине, а также вернулся на свою родину, в Южную Америку, уже как масличная культура.
Еще ряд известных имен:
Дмитрий Тюрин, экономический крестьянин, предложил для набойки ситцев медные формы взамен деревянных.
Щипахин, крестьянин из Павловского Посада, изобрел замки с секретами.
Михаил Федоров крепостной крестьянин строил пароходы.
Михаил Замыслов новгородский крестьянин поднимал затонувшие корабли, строил оригинальные водяные и ветряные мельницы, лесопилки, молотилки.
Иван Воюев, калужский крестьянин, сооружал по своим чертежам мельницы и винокурни.
Осип Хрусталев из крепостных изобрел оригинальный корчевальный снаряд.
В. Гольдебаев из крепостных, представил в 1864 году (после отмены крепостного права) на выставке в Самаре свои изделия: пятисильный локомобиль, часы, замки, самопрялки.
Лев Мызин из крепостных создал в 1860 году своеобразную сеялку для репного семени, на основе применения которой под Ревдинским заводом образовались посевы репы на обширных площадях: отдельные запашки по 60 десятин.
Изобретатель-самоучка крепостной крестьянин 1687 года рождения. Первоначальную известность Шамшуренкову принесла модель «снаряда», изобретенного им для поднятия на колокольню Ивана Великого Царь-колокола, незадолго до того перелитого.
Также является автором первого известного русского веломобиля. Хотя «самобеглый экипаж» Кулибина более известен, Шамшуренков свой представил на 40 лет раньше.
Егор Жепинский
Сын крепостного кузнеца (отсюда и вторая фамилия мастера – Кузнецов), изобрел катальную, или «шталмерову», машину, что оказалась «против прежней шталмеровой способнее», и особую машину для резки железа, и необычайные часы, и музыкальные путемерные дрожки (1801 год).
Ефим Артамонов
Смастерил первый российский велосипед – двухколесную цельнометаллическую тележку с педалями и рулем. Он «в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга», и плетей ему потом всыпали за то, что перепугал барышень. А в 1801 году мастеровые на своих «самокатках» ездили аж к царю в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тысяч километров. По преданию, этих ездоков обстреливали солдаты, посчитав их связанными с дьяволом. В «Словаре…» Кривощекова на странице 140 упоминается: «Мастеровой уральских заводов Артамонов в 1801 году во время коронации царя бегал на Сокольническом поле на изобретенном им велосипеде».
Курила Артамонов
Из крепостных крестьян, изобретатель и корабел. Ему принадлежат такие изобретения, как воз-духородные баллоны, изогнутая подзорная труба, подводные самодвижущиеся мины с негаснущим запалом, подводная лодка, первый в мире легководолазный костюм.
Иван Тихонович Посошков
Из сословия крестьян, ремесленников-серебряников. Первый русский экономист-теоретик, также мыслитель, публицист, предприниматель и изобретатель. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Взгляды экономиста, изложенные в книге «О скудости и богатстве» являлись новаторскими не только в России, но и на международной арене, что делает И. Т. Посошкова выдающимся экономистом и в настоящее время, так как он впервые поднимал вопросы, исследовал процессы и явления, являющиеся актуальными и в современном обществе. Помимо прочего совершенствовал огнестрельное оружие и сделал станок для чеканки денег.
Кирилл Соболев
Из крепостных костромского помещика Макарова, 1782 года рождения. Пришел в столицу из Костромской губернии в прямом смысле слова: «Всю дорогу до Петербурга, более тысячи верст, мальчик шелпешком». Здесь он попал на выучку к столяру, отлично освоил мастерство и вскоре привлек внимание придворного столяра. Выполняя заказы для дворцов, он изготовил для Павла I складной стул, заказ на который побоялись взять иностранные мастера. Для Александра I он сделал отличную мебель. На масленичных гуляньях Соболев зарабатывал деньги показом камеры-обскуры. Талантливый механик создал примечательные машины: пильные мельницы, поднимальные машины, подвижную секретную лестницу, свайный копер, домкрат, поднимавший здания, духовую сушильную машину и духовой мех, полировальную машину, понтонный мост, мельницу с деревянными жерновами, веяльню, молотильню. Английской молотилке с 30 «молотилами», с двумя рабочими и парой лошадей он противопоставил свои молотилки: ручную с 50 «молотилами» и конную с одной только лошадью, приводящей в действие 70 молотил» – обе значительно производительнее и выгоднее английской.
Егор Кузнецов-Жепинский, крепостной промышленников Демидовых, изобрел водоотливную и рудо -подъемную машины (1764), прокатный стан с калиброванными валками для проката сортового железа(1770), непрерывный прокатный стан (1775).
Иван Ползунов
Создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового двигателя, родился в семье солдата, выходца из крестьян. Был «механическим учеником» у главного механика уральских заводов Бахарева. В библиотеке Барнаульского завода он познакомился с трудами Ломоносова, а также изучил устройство паровых машин. В 1763 году Ползунов предложил проект парового двигателя мощностью 1,8 л. с., который мог функционировать при отсутствии источников воды, а в 1765 году спроектировал и построил большую паровую машину мощностью 32 л. с. для воздуходувных меховлавильных печей.
Черепановы
Создатели первого российского паровоза уральские механики отец и сын Черепановы. Происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу Демидовых на Урале. Дед и отец Ефима Черепанова всю жизнь занимались так называемыми непременными работами: валили лес, рубили дрова и возили их на завод. Но Ефим с детства полюбил столярное и слесарное мастерство. Его приняли на завод «меховым мастером», и скоро Черепанов стал признанным специалистом по воздуходувным устройствам. Владельцы заводов начали привлекать его к решению сложных задач, например устройству прокатных станов. Он отвечал за устройство и эксплуатацию гидротехнических сооружений и водяных двигателей на всех девяти Нижнетагильских заводах Демидовых. Сын Мирон с ранних лет помогал отцу и тоже стал изобретателем в «механическом искусстве». Ефим Черепанов создал особое «механическое заведение» при Выйском заводе, где под его руководством работали кузнецы, слесари и плотники. В этой мастерской в 1820 году мастер и его сын построили первую опытную паровую машину. В 1834 году Черепановы после командировок в Англию построили «пароходный дилижанец» и чугунную дорогу для него – первую железную дорогу государства российского. Кстати, в шестидесятых годах XIX века между Верхней и Нижней Салдой на Урале совершал рейсы «паровой слон» – паровой автомобиль, созданный Аммосом Черепановым, племянником паровозостроителя.
Семен Иванович Бадаев
Мастер-самоучка из крепостных крестьян, открыл новый способ приготовления высококачественной литой стали, получившей название «бадаевская». Из «бадаевской» стали изготовлялись монетные штампы, хирургические нструменты. Первые опыты по производству литой стали Бадаев начал в 1809 году при Петербургском заводе хирургических инструментов в качестве «дворового человека подпоручика Рогозина». За изобретение С. И. Бадаева русское правительство в 1810 году выкупило его из крепостной зависимости и наградило золотой медалью на Владимирской ленте. Ему было предоставлено право поступить на какой-либо казенный завод для продолжения опытов. Бадаев выбрал Воткинский завод, считавшийся в то время одним из передовых горных заводов Урала, где продолжал работы по усовершенствованию стали сорок с лишним лет.
Матвей Калашников
Из крепостных ярославского помещика Кардовского, занимался в Петербурге созданием новых машин и конструкций. Он изобрел машины для выливания воды из плашкоутов, для подъема на «чрезвычайную» высоту воды и тяжестей, для орошения лугов и полей. В 1807–1817 гг. Калашников зготовил модели разводных мостов Тучкова, Сампсониевского, Исаакиевского. Замечательны разработанные им проекты мостов для переходов через Большую и Малую Невку и через Неву. Во всех мостах он предусмотрел разводные части, спроектировал арки больших пролетов. На Исаакиевском мосту он предложил пролет арки в двести метров. Для того чтобы убедиться в прочности, четырехаршинная модель моста подверглась тридцатидвухпудовой нагрузке «и в продолжение нескольких месяцев неприметно было не только никакого повреждения, но и малейшего действия тяжести».
Михаил Сутырин
В конкурентной борьбе взял в 1819 году «приоритет» на свое изобретение – «машину для взвода судов против течения рек», но получил ее с большим опозданием из-за неоднократных отказов и длительного разбирательства в связи с претензиями французского инженера Пуадебарда, пытавшегося закрепить за собой монополию на производство в России механических водовзводных судов. Еще в 1814 году он получил «привилегию» на свою «машину для взвода судов». Но машина, изобретенная Сутыриным, была совершенно оригинальной и несравненно лучше, чем позднее предложенная французским механиком, но ранее привилегированная…
Федор Блинов
Изобретатель-самоучка из сословья крестьян, в 1879 году получил «привилегию» на изобретенный им «вагон с нескончаемыми рельсами». В 1888 году он совершил первую поездку на тракторе собственной конструкции – первом в мире работоспособном гусеничном тракторе. Родился Блинов в семье крепостных. Едва овладев грамотой, стал много читать. Попадались книги и по «механическому делу». Где в то время проще всего мог реализовать желание конструировать крестьянский парень из приволжской деревни? Конечно, на Волге, по которой ходят красавцы пароходы – чудеса техники! Получив у помещика «вольную», Блинов отправляется на Волгу. По всему волжскому пароходству он слыл опытным механиком. В начале 1877 года, скопив кое-какие деньги, Блинов возвращается в родное Никольское. Он мечтает построить «самоход», который облегчил бы крестьянский труд на пахоте и во всякого рода перевозках. Сначала он изобретает «вагон» на гусеничном ходу. «Бесконечные рельсы» представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. По существу, это был первый гусеничный прицеп. При всей кажущейся простоте «цепеобразного устройства» оно содержало все элементы современного гусеничного движителя. Чтобы иметь какие-то свободные средства на изобретательство, Блинов ведет работы по ремонту и усовершенствованию сельскохозяйственной техники, создает новые конструкции машин. В частности, он придумал одноцилиндровый пожарный насос – более производительный и надежный, чем тогдашний двухцилиндровый. В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошел с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову «привилегии», каковая и была получена год спустя. Блинов устраивается механиком на цементный завод с условием, что ему предоставят возможность построить «вагон». Одновременно он занимается устройством городского водопровода и по заказам купцов проектирует быстроходные речные буксиры. Летом 1880 года «вагон» построен, и Блинов испытывает его на пахоте, грунтовых дорогах и даже на болотистой местности. Осенью 1881 года он приступает к строительству «самохода» – трактора на гусеничном ходу. В 1888 году первый образец «самохода» на гусеничном ходу изготовлен. Он имел устройство по типу вагона, но вместо пароконной упряжки был установлен паровой котел на шесть атмосфер, работавший на нефти. Котел приводил в движение две тихоходные паровые машины мощностью 12 л. с. Машина развивала скорость до трех верст в час (3,2 км / час). Этого было достаточно для работы с несколькими плугами.
Петр Акиндинович Титов
Академик А. Н. Крылов в своей книге «Мои воспоминания» посвятил раздел «Корабельный инженер-самоучка» П. А. Титову, сыну рязанского крестьянина.
В начале девяностых годов XIX века морское министерство провело конкурс на «составление проектов» броненосца. Конкурсная комиссия присудила первую премию за проект под девизом «Непобедимый», а вторую – за проект под девизом «Кремль». Вскрыли конверт под девизом «Непобедимый» – автором проекта оказался Титов. Вскрыли конверт «Кремль» – автор проекта - Титов. Сын пароходного машиниста из рязанских крестьян, не проходивший никаких школ и овладевший глубокими техническими знаниями в практической работе, Титов опередил всех дипломированных инженеров – участников конкурса. Петр Титов с двенадцати лет работал зимой на Кронштадтском пароходном заводе, а летом подручным у отца на пароходе. Через четыре года поступил рабочим в корабельную мастерскую Невского завода, стал помощником корабельного мастера, а затем и мастером. После смерти англичанина Бейна Титов достроил полуброненосный фрегат «Генерал-адмирал», затем построил клиперы «Разбойник» и «Вестник». Не знающий начальной школы, Титов стал выдающимся судостроителем. Он сооружал подводные лодки, первые боевые корабли из судостроительной стали.
Федора Куприянов
Из новгородских крестьян, сконструировал машину для насечки напилок, употребляемых при арсеналах, за что был удостоен, удостоенная награды высшим артиллерийским начальством. Также сделал квадрант для поверки артиллерийских орудий, ручной домкрат, приспособления для производства капсюлей и пистонов, тележку для спасания жильцов верхних этажей во время пожаров.
Данила Бокарев
Изобретатель-самоучка из крепостных, впервые в мире догадался с помощью деревянного пресса отжать из семечек подсолнуха масло. Это произошло в слободе Алексеевка Воронежской губернии, где вскоре появились и «первые промышленные насаждения прежнего экзота». Впоследствии подсолнечник быстро распространился на юге России и в Украине, а также вернулся на свою родину, в Южную Америку, уже как масличная культура.
Еще ряд известных имен:
Дмитрий Тюрин, экономический крестьянин, предложил для набойки ситцев медные формы взамен деревянных.
Щипахин, крестьянин из Павловского Посада, изобрел замки с секретами.
Михаил Федоров крепостной крестьянин строил пароходы.
Михаил Замыслов новгородский крестьянин поднимал затонувшие корабли, строил оригинальные водяные и ветряные мельницы, лесопилки, молотилки.
Иван Воюев, калужский крестьянин, сооружал по своим чертежам мельницы и винокурни.
Осип Хрусталев из крепостных изобрел оригинальный корчевальный снаряд.
В. Гольдебаев из крепостных, представил в 1864 году (после отмены крепостного права) на выставке в Самаре свои изделия: пятисильный локомобиль, часы, замки, самопрялки.
Лев Мызин из крепостных создал в 1860 году своеобразную сеялку для репного семени, на основе применения которой под Ревдинским заводом образовались посевы репы на обширных площадях: отдельные запашки по 60 десятин.