Судебные дела создателей РСЗО "Катюши": Лангемак, Клейменов, Лужин, Глушко и др.

moder

moder

Администратор
Команда форума
В 1937 году по обвинению в "контрреволюционной деятельности" (саботаже) были расстреляны руководители Реактивного научно-исследовательского института Георгий Лангемак и Иван Клейменов. Долгие годы автором РСЗО "Катюши" считался только член-корреспондент Академии наук СССР Андрей Костиков, возглавивший институт после ареста своих коллег.

РСЗО "Катюша" на базе грузовика ЗиС-6 (позже - Studebaker US6), была принята на вооружение Красной Армией 21 июня 1941 года. Оружие представляет собой реактивный снаряд и пусковую установку, состоящую из направляющих - "рельс". Снаряд разгоняется по направляющей и при контакте с землей взрывается. За время войны было выпущено больше 10 тысяч установок, которые воевали на многих фронтах.

Работы по созданию ракетного оружия в Советском Союзе начались уже в 20-е годы. Этим занималась группа под руководством Георгия Лангемака, а в конце 1933 года в Москве появился первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт, также известный как НИИ-3.

Георгий Лангемак арест

Георгий Лангемак


Директором института был назначен начальник газодинамической лаборатории Иван Клейменов, его заместителем – Сергей Королев. Позже туда пришел и Андрей Костиков.

Костиков

Костиков дослужился до начальника отдела по разработке жидкостных ракетных двигателей, но амбиции его простирались дальше, поэтому он написал доносы на своих коллег (Лангемака, Королева, Глушко и др.), в результате чего руководство НИИ было арестовано. После чего Костиков стал и.о. главного инженера, а уже в 1938 году – главным инженером.

Костиков все учел: он сын разнорабочего, образование получал уже после революции, а значит пользовался доверием в партии. К тому же недавно по сфабрикованному делу об измене был расстрелян маршал Советского Союза Михаил Тухачевский, покровительствовавший РНИИ. Во всю шла борьба с "троцкистами": под ударом оказались все, кого можно было заподозрить в нелояльности Сталину.

Позже и сам Костиков был арестован. Весной 1943 года истек срок сдачи на летные испытания опытного образца истребителя-перехватчика с жидкостным реактивным двигателем, за который взялся Костиков. Но истребитель был представлен в конце августа, и то лишь в планерном варианте. Созданная комиссия во главе с авиаконструктором Александром Яковлевым пришла к выводу, что Костиков "занимался обманом и очковтирательством, представлял в директивные инстанции не соответствующие действительности, преувеличенные данные о результатах работ". Он был снят с должности в РНИИ, прокуратура возбудила в отношении него уголовное дело, а в марте 1944 года он был арестован.

В следственной тюрьме Коситков просидел около года, однако попытки следствия инкриминировать ему вредительство остались безуспешными. В постановлении о прекращении дела отмечается, что "в результате проведенных оперативных мероприятий и тщательного расследования по делу вражеского умысла в действиях Костикова, являющегося крупным специалистом своего дела, не установлено". Судя по всему, это постановление спущено с самого верха, поскольку в деле Королева, Лангемака и др. ракетчиков умысел доказывать не стали, а просто выбили нужные признания. В феврале 1945 года Костиков вышел на свободу, и его почти сразу назначили руководителем небольшого вновь созданного конструкторского бюро. Ничем более знаменит он не стал.


Клейменов и Лангемак

Иван Клейменов руководил РНИИ до ареста в 1937 году. В тюрьму в этом и следующем годах также отправили его зама Георгия Лангемака и конструктора Валентина Глушко. Их обвинили в преступлениях, предусмотренных статьями 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР (подрыв государственной промышленности, совершенный в контрреволюционных целях, участие в совершении теракта, участие в контрреволюционной организации). То есть в саботаже.

Клейменов Иван

Клейменов Иван Терентьевич

На заседании выездной сессии Военной коллегии ВС СССР 10 января 1938 года Лангемак отказался от своих признательных показаний на предварительном следствии, назвав их вынужденными и вымышленными. Тем не менее, его приговорили к расстрелу за участие в "антисоветской диверсионно-террористической организации" и "шпионаж в пользу германской разведки" (надзорное производство Военной коллегии по делу И.Т. Клейменова, с.7).

Из опубликованных в постсоветское время "расстрельных списков" следовало, что Клейменов и Лангемак были обречены еще до суда, поскольку санкцию на их расстрел члены Политбюро Андрей Жданов, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович и Клим Ворошилов дали еще 3 января 1938 года.


Лужин

Василий Лужин был ведущим разработчиком реактивных снарядов для БМ-13 (первая версия "Катюши"). Его осудили по контрреволюционной статье за то что он случайно разбил висевший в фойе ресторана портрет Сталина. На свободу из лагерей через 8 лет он вышел надломленным человеком и через семь лет умер от инфаркта, не дожив до пятидесяти.

Василий Лужин

Василий Лужин


Глушко

Валентин Глушко арест


Валентина Глушко арестовали 23 марта 1938 года как "члена диверсионно-террористической организации". Во время следствия Глушко неоднократно били дубинками и плетьми, сделанными из проводов со свинцовой изоляцией; как и многие другие подследственные, он вынужден был подписать чистосердечное признание о том, что якобы участвовал в антисоветской организации и занимался вредительской работой в оборонной промышленности. Материалы дела через год направили на рассмотрение Особого совещания в НКВД (внесудебный орган), где Глушко приговорили к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на 8 лет, но в итоге перевели в "шарашку".

Вот и все дело.
1644683895752.png

Под руководством Глушко была создана целая серия опытных ракетных двигателей, работающих на жидком топливе. Серия называлась ОРМ — опытные ракетные моторы. В качестве топлива в двигателях серии использовались керосин, бензин, толуол, другие вещества. После ареста Глушко, разработки ракетных двигателей были приостановлены.
 
Последнее редактирование:
Сверху