Что запрещал Роскомнадзор в 2021 году: правозащитные и оппозиционные сайты, расследования, исторические статьи на тему ВОВ и т.д.

Master

Master

Модератор
В 2021 году цензура Интернета приобрела невиданный размах: заблокированы сайты оппозиции, правозащитные ресурсы и независимые расследовательские СМИ. Начался серьезный накат на иностранные соцсети и видеосервисы.

Главные цели интернет цензуры в 2021 году:
  • оппозиционные ресурсы, в первую очередь связанные с Навальным ("Умное голосование", информация об акциях, символика ФБК и штабов);
  • информация о политических репрессиях (основание для закрытия ПЦ "Мемориал" и блокировки сайта ОВД-Инфо);
  • журналистские материалы о коррупции высших должностных лиц (разрешенные СМИ удаляют все пересказы и ссылки, фигуранты расследований выигрывают дела в судах);
  • любые покушения на культ Победы.

Для расправы с независимыми сми их объявляли "нежелательными организациями" с автоматическим запретом всего произведенного ими контента и угрозой уголовного преследования за сотрудничество; републикации, пересказы и даже ссылки запрещены как "распространение материалов нежелательных организаций". По этой схеме власти уничтожили расследовательское СМИ "Проект", а также "МБХ медиа" и "Открытые медиа".

Материалы тех расследовательских СМИ, которые еще не признаны "нежелательными" организациями (пока только "иноагентами"), удаляются про решению суда. Например, Сечин обязал "Важные истории" удалить расследование «Танцовщица для Роснефти», на главного редактора "Важных историй" Романа Анина завели уголовное дело.

Самые сильные журналистские команды подверглись уголовным преследованиям. В конце июня, когда "Проект" еще не запретили, у ключевых сотрудников издания прошли обыски: полиция пришла к главному редактору Роману Баданину, его заму Михаилу Рубину и журналистке Марии Жолобовой. Следственные действия прошли в день выхода статьи о недвижимости семьи главы МВД Владимира Колокольцева. Предлогом для них стало старое уголовное дело о клевете, возбужденное после выхода на телеканале "Дождь" фильма о петербургском криминальном авторитете Илье Трабере.

В июле настал черед шеф-редактора The Insider Романа Доброхотова: у него провели обыск по делу о клевете, которое было возбуждено по доносу голландского блогера Макса ван дер Верффа - автора фейков об уничтожении малайзийского Boeing над Восточной Украиной. У журналиста в ходе обыска изъяли загранпаспорт. Затем Доброхотов покинул Россию, а в конце сентября ФСБ объявила его в розыск по делу о незаконном пересечении границы.

Еще одна знаковая уголовка против журналистов - дело о "вовлечении несовершеннолетних в митинги" в отношении редакторов студеческого журнала DOXA Армена Арамяна, Владимира Метелкина, Натальи Тышкевич и Аллы Гутниковой. В середине декабря их начали судить, суд вызывал для Тышкевич и Гутниковой государственных защитников, хотя у них есть свои адвокаты. В отношении редакторов DOXA действует "запрет определенных действий" с условиями, похожими на домашний арест. 21 декабря Гутникову и Метелкина пытались отправить в СИЗО по ходатайству ФСИН за опоздание со свадьбы. Журналистов преследуют за видеоролик, записанный зимой, перед митингами за освобождение Алексея Навального: они требовали прекратить давление на школьников и студентов, участвующих в протестах.

Правозащитное объединение "Команда 29" после блокировки ресурсов Генпрокуратурой предпочло самоликвидироваться и удалить весь свой контент. Из уведомления Генпрокуратуры о блокировке сайта следует, что там "отождествляют" "Команду 29" с "нежелательной" чешской НКО Společnost Svobody Informace ("Общество свободы информации") и все граждане, которые ранее публиковали ссылки на контент "Команды 29" в своих соцсетях, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 284.1 УК РФ (участие в деятельности нежелательной организации). По этой статье за посты в Фейсбуке арестован бывший координатор "Открытой России" Андрей Пивоваров.

В конце декабря за "оправдание деятельности экстремистских и террористических объединений" был заблокирован сайт правозащитного проекта ОВД-Инфо. Роскомнадзор потребовал от соцсетей удалить аккаунты ОВД-Инфо. Признавая политзаключенными людей, преследуемых по "террористическим" и "экстремистским" статьям УК РФ, правозащитники таким образом якобы оправдывают терроризм и экстремизм. На том же основании Мосгорсуд принял решение о ликвидации правозащитного центра "Мемориал".

Пока ведущие западные сервисы не заблокированы в России, цензоры борются с популярными ютуберами. Пять лет колонии общего режима дали видеоблогеру из Петербурга Андрею Пыжу. Он публиковал видео из походов на различные заброшенные или закрытые объекты: в частности, на Горьковскую атомную станцию теплоснабжения под Нижним Новгородом и на действующую радиолокационную станцию в Оленегорске Мурманской области. На момент ареста Пыжа на канал были подписаны 783 тысячи человек.

СК начал проверку творчества Оксимирона и Noize MC по пародийному доносу. Огромный резонанс получил "наезд" СК на Моргенштерна.

Преследованиям подверглись стендапер Идрак Мирзализаде и создатели сатирического youtube-сериала о похождениях "председателя исполнительного комитета Уссурийского района" Виталия Наливкина.

Рэперу Юрию Хованскому грозит до 7 лет по абсурдному делу об "оправдании терроризма" в песне, которая нигде публично не исполнялась. С июня его ломали в СИЗО и только под Новый год смягчили меру пресечения.


Любая критика официальной версии истории Второй мировой теперь расценивается как "унижение достоинства" или клевета на ветеранов и приравнена к "реабилитации нацизма". По этому закону уже привлекли к ответственности "Радио Свобода" за публикацию исторического документа, в котором "маршал Победы" Георгий Жуков приказывал расстреливать семьи сдавшихся в плен красноармейцев.

Признаны "экстремистскими" дневники немецкой журналистки Марты Хиллерс, в которых она описывает массовые изнасилования немок красноармейцами в послевоенном Берлине, и книга "Неизвестная северная история" Агнессы Хайкара о сталинских репрессиях против финнов и норвежцев, живших на Кольском полуострове.



Путин подписал поправки к "закону Лугового", максимально расширяющие основания для моментальных внесудебных интернет-блокировок. Теперь по произволу генпрокурора или его заместителей будут блокироваться интернет-страницы с информацией, "содержащей обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность".
 
Сверху