moder
Администратор
Команда форума
Законопроект о «суверенном рунете» принят во втором чтении — теперь, если ничего сверхъестественного не случится, с 1 ноября 2019 года он вступит в силу именно в одобренном сегодня виде. В итоговом законе осталось много непроясненных моментов, но главное понятно уже сейчас — Роскомнадзор получит огромные полномочия для запретов и качественно новые возможности для блокировок.
На одобрение законопроекта во втором чтении депутатам понадобилось всего 20 минут. «За» проголосовали 320 депутатов, «против» — всего 15. Представляя проект, глава думского комитета по информации Леонид Левин произнес речь, в которой как бы попытался оправдаться перед критиками. Бюджетные расходы на исполнение закона (пока запланировано 30 млрд рублей, но они наверняка вырастут) он назвал «инвестициями в будущее», а «попытки назвать законопроект «китайским файерволом» или «законом об автономном интернете»» — не имеющими ничего общего с его сутью.
То, что власти хорошо отдают себе отчет в общественном восприятии законопроекта, видно не только из речи депутата Левина. Как заметила «Медуза», государственные СМИ проявили фантазию в придумывании синонимов к устоявшемуся названию «закон о суверенном рунете».
Конкретные условия работы закона (например, список самих угроз, от которых планируется «защищать рунет») предстоит определить правительству и Роскомнадзору. Но главное понятно и из текста самого законопроекта:
Текст законопроекта уже не изменится — последний шанс внести туда смягчающие поправки был упущен: их должно было во вторник направить Минкомсвязи, но две важнейшие поправки — о недопустимости снижения качества связи и об ограничении полномочий Роскомнадзора — до Госдумы так и не дошли.
На одобрение законопроекта во втором чтении депутатам понадобилось всего 20 минут. «За» проголосовали 320 депутатов, «против» — всего 15. Представляя проект, глава думского комитета по информации Леонид Левин произнес речь, в которой как бы попытался оправдаться перед критиками. Бюджетные расходы на исполнение закона (пока запланировано 30 млрд рублей, но они наверняка вырастут) он назвал «инвестициями в будущее», а «попытки назвать законопроект «китайским файерволом» или «законом об автономном интернете»» — не имеющими ничего общего с его сутью.
То, что власти хорошо отдают себе отчет в общественном восприятии законопроекта, видно не только из речи депутата Левина. Как заметила «Медуза», государственные СМИ проявили фантазию в придумывании синонимов к устоявшемуся названию «закон о суверенном рунете».
Конкретные условия работы закона (например, список самих угроз, от которых планируется «защищать рунет») предстоит определить правительству и Роскомнадзору. Но главное понятно и из текста самого законопроекта:
- Цель закона — «противодействие угрозе устойчивости, безопасности и целостности интернета в России». Интернет-провайдеры и операторы связи должны будут установить специальное оборудование, выбранное Роскомнадзором. Оно будет фильтровать трафик и обеспечивать блокировку запрещенных ресурсов, а также дублировать систему маршрутизации трафика внутри страны.
- Система дублирования трафика, скорее всего, пригодится при переводе рунета на «централизованное управление», возможность которого предусматривает законопроект. Оно вводится при возникновении угроз устойчивости и безопасности рунета. Осуществлять это управление и разрабатывать правила маршрутизации трафика в этом режиме будет Роскомнадзор. По сути, именно в этом пункте идет речь о возможности отключения российского сегмента интернета от мирового.
- Роскомнадзор сможет блокировать сайты оперативнее. Он исключит провайдеров из цепочки отношений с нарушителем. Раньше ведомство вело реестр запрещенных ресурсов, а провайдер блокировал сайт. Теперь Роскомнадзор сможет управлять блокировками сам, с помощью своего механизма.
- Роскомнадзор наделяется мегаполномочиями. Он будет и устанавливать, и модернизировать, и эксплуатировать оборудование для защиты от угроз. Роскомнадзор сможет регулировать политику подключения провайдеров к тем или иным сетям связи. Провайдерам прямо запрещено подключаться к тем, кто не соблюдает требования; а кто не соблюдает — объяснят чиновники, для этого в документе предусмотрена отсылка к подзаконным актам. Отдельно прописан жесткий контроль РКН за трансграничными линиями связи.
Текст законопроекта уже не изменится — последний шанс внести туда смягчающие поправки был упущен: их должно было во вторник направить Минкомсвязи, но две важнейшие поправки — о недопустимости снижения качества связи и об ограничении полномочий Роскомнадзора — до Госдумы так и не дошли.