Washington Post: «Кремль пытается расширить своё влияние в киберпространстве»

moder

moder

Администратор
Команда форума
Источник: http://habrahabr.ru/post/31286/

Проправительственные сайты становятся влиятельнее

В течение долгих лет Кремль игнорировал интернет, занимаясь усилением контроля над традиционными медиа, такими как телевидение и газеты. Сейчас ситуация изменилась: Кремль и его сторонники начинают обращать внимание на киберпространство, которое остаётся последним местом для критических сообщений и живых дискуссий в вырождающейся общественной сфере российского общества.

Единомышленники Владимира Путина создают проправительственные новостные ресурсы и сайты поп-культуры, одновременно скупая признанные онлайновые оплоты независимой журналистики. Они взращивают сеть дружественных блогеров, чтобы распространять пропаганду по команде. И появились разговоры о создании новой российской компьютерной сети, которая была бы относительно независима от «большого» интернета и которую властям было бы легче контролировать.

«Привлекательность интернета как свободной платформы для свободных людей уже начала пропадать», — говорит Иосиф Дзялошинский, эксперт по СМИ, профессор Высшей школы экономики.

Путин обратился к вопросу интернет-цензуры во время всероссийского выступления на радио и телевидении в этом месяце. «В Российской Федерации не осуществляется никакого контроля за Всемирной паутиной, за российским сегментом интернета, — сказал Путин. — Думаю, что это и малоперспективно с точки зрения технологического решения этой проблемы в этой сфере».

«Разумеется, в этой среде, так же как и других средах, мы должны думать над тем, чтобы законы российские соблюдались, чтобы не распространялась детская порнография, чтобы не совершались финансовые преступления в этой среде, — продолжил он. — Но это уже дело правоохранительных органов. Тотальный контроль и работа правоохранительных органов — это всё-таки разные вещи»

Многие люди здесь [в России] говорят, что по их мнению Путин не думал о свободном интернете до тех пор, пока проникновение интернета не достигло высокого уровня. Ещё в 2002 году Сетью пользовались 8% взрослых россиян, а сейчас их количество выросло до 25%, так что теперь киберпространство стало привлекать всё большее внимание властей.

Некоторые российские эксперты говорят, что поворотным стал 2004 год, когда блоги и неподконтрольные властям онлайновые публикации помогли изменить политичекую картину на президентских выборах в Украине после того, как прокремлёвский кандидат был провозглашён победителем. После уличных протестов в Киеве были объявлены повторные выборы, на которых президентом избрали прозападного кандидата.

Сегодня у Кремля уже есть собственные онлайновые силы и он полностью готов к началу уличной борьбы.

14 апреля оппозиция провела марш в центре Москвы, в котором приняли участие сотни человек; полиция задержала как минимум 170 человек, включая лидера, звезду шахмат, Гарри Каспарова.

Павел Данилин, 30-летний пропутинский блогер, чей онлайновый аватар представляет собой зловещего робота из фильма «Терминатор», работает на политическую консалтинговую компанию, лояльную Кремлю. Он говорит, что его команда, в том числе члены молодёжного движения «Молодая гвардия», в тот день сразу же начали размещать записи в блогах о маленьком прокремлёвском марше, который проходил одновременно.

Они ставили ссылки друг на друга, так что вскоре записи о прокремлёвском марше вытеснили сообщения об акции оппозиции из списка самых популярных записей в «Яндекс.Блогах».

«Мы сработали великолепно», — говорит Данилин.

В большой онлайновой статье год назад [на самом деле статья написана в 2003 году — прим. пер.] трое российских активистов за права человека приводили доказательства, что резкая, грубая и единообразная прокремлёвская идеология, которой пропитаны блоги и чаты, могут быть результатом только скоординированной кампании.

Сторонники Путина понимают, что интернет представляет угрозу для существующего положения вещей в России. Ведь власти сохранили с советских времён строго контролируемое телевидение, чтобы влиять на общественное мнение людей на огромной территории в 11 часовых поясах.

«Вы смотрите первый канал или второй канал и вы можете увидеть только хорошие новости о России, — говорит Андрей Осипов, 26-летний редактор сайта прокремлёвского движения «Наши», — Интернет — это более свободное СМИ, и здесь существует конкуренция между государственными и оппозиционными организациями».

Кремль также всё чаще пытается сблизиться с частными онлайновыми ресурсами, которые воспитывают новые идеалы жизни в современной России, отличающиеся от пропутинского потребительства и бескомпромиссности.

Главный поборник этих идеалов — 28-летний бизнесмен Константин Рыков. Жемчужиной его медиаимперии является созданный два года назад сайт «Взгляд»: деловая газета с серьёзным отделом новостей, где публикуются статьи о политике Кремля, с глянцевым приложением, в котором описываются роскошные автомобили и дизайн интерьеров. Исследования ставят «Взгляд» в пятёрку самых популярных новостных сайтов Рунета.

«Рыков создал хороший бизнес на государственном стремлении инвестировать в идеологию», — говорит Антон Носик, российский интернет-пионер, работающий в компании Sup. Антон Носик также добавил, что частное финансирование проектов Рыкова организовал Владислав Сурков, политический советник Путина по внутренним вопросам.

Кремлёвские официальные лица отрицают любую причастность к этому: «Это постоянная привычка искать в любом популярным и успешным деле руку Кремля, — отвечает российский депутат Дмитрий Песков на вопрос о рыковских миллионах. — В реальности это не так».

Сам Рыков в интервью Washington Post не захотел комментировать информацию о своих инвесторах, однако над его столом висит портрет Суркова в рамке. На декабрьских парламентских выборах Рыков будет баллотироваться в парламент в качестве кандидата от партии «Единая Россия».

«Газета “Взгляд” с самого начала создала о себе впечатление государственных публикаций, — говорит Рыков. — И с точки зрения бизнеса и продажи рекламы это очень хорошо».

Сторонники Кремля также начали покупать некоторые из независимых компаний, которые в своё время помогли превратить интернет в бастион свободы слова в России. Например, Gazeta.ru, долгое время самая уважаемая онлайновая газета страны, была продана в декабре прошлого году олигарху, лояльному Путину.

В прошлом октябре права на развитие русскоязычного сегмента LiveJournal, самого популярного блог-портала в России, были проданы компании Sup, принадлежащей Александру Мамуту, ещё одному магнату со связями в Кремле.

«Господин Рыков прокремлёвский, Мамут и Sup прокремлёвские. Все социальные сети скупаются прокремлёвскими людьми. Конечно, всё в порядке», — говорит Руслан Паушу (goblin_gaga), популярный российский блогер, который тоже работает на Рыкова.

До сих пор Gazeta.ru продолжает публиковать критические статьи о политике Кремля, и пока что нет сообщений о какой-либо цензуре в блогах со стороны «Супа», но по мере того, как правительство начинает пробуждать потенциал интернета, многие критики Путина начинают нервничать.

Прокуроры уже сделали мишенью для уголовного преследования блоги и интернет-чаты, заводя уголовные дела за клевету или экстремизм на пользователей, которые критикуют Путина или других чиновников. Большинство таких инцидентов произошло за пределами Москвы, а представители властей отрицают, что они получили сигнал начать широкую кампанию по контролю над интернетом.

«Лично я против создания и адаптации специального закона, который бы регулировал интернет, — говорит Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи. — Интернет всегда развивался как свободная среда, и он должен оставаться таковым».

Но в июле Путин на заседании со своим Советом безопасности очертил планы, согласно которым Россия должна стать глобальным информационным лидером к 2015 году. Российские новостные медиа сообщили, что эти планы включают в себя создание новой сети, отдельной от интернета, которая будет открыта только для бывших советских республик.

«Если говорить прямо, то нам нужно сражаться за контроль над ключевыми узлами [water mains], — сказал в интервью Глеб Павловский, главный политтехнолог Кремля. — Нам нужно бороться за центральные сети и за сегменты аудитории, которые они контролируют»

Вольфганг Клейнвехтер (Wolfgang Kleinwaechter), специальный советник председателя Форума по управлению интернетом (Internet Governance Forum) при ООН, обладает информацией о том, что некоторые российские чиновники рассуждают о создании отдельного интернета с кириллическими доменами, а также начинают изучать китайский опыт.

Песков сообщил, что «российский интернет» пока что находится только в фазе изучения, и добавил, что не знает, продвинулась ли эта идея дальше, чем просто мысли вслух. «Это не значит избавиться от глобальной сети, — сказал он. Это дискуссия о создании добавления».

На данный момент и сторонники, и критики Путина видят в действиях Кремля нечто необычное: состязание на более или менее равных условиях со своими оппонентами.

«Конечно, есть и тёмная сторона, где всё ещё звучат слова вроде “запретить” или “ограничить”, — говорит Марат Гельман, который работал политическим консультантом в Кремле до 2004 года. — Но то, что реально происходит между вебом и властями, очень хорошо. Да, они пытаются играть в эту игру».

Такая стратегия выглядит явным контрастом с той тактикой, которую Путин применил к независимой телевизионной сети НТВ, преследуя её с помощью судебных исков и вооружённых рейдов.

Блогер Марина Литвинович, которая раньше работала у кремлёвского политтехнолога Павловского, а сейчас работает на Объединённый гражданский фронт Каспарова, говорит, что она удовлетворена таким подходом властей к интернету, потому что он заставляет сторонников Путина отвечать на критику, а не просто игнорировать её.

Литвинович считает, что по мере того, как Кремль продолжать консолидировать в своих руках политическую власть, у него остаётся всё меньше стимулов заниматься онлайновой пропагандой. «Да и сейчас им на самом деле не нужен особенно творческий подход», — добавляет она.
 
Чебуратор

Чебуратор

New Member
Кремль просто вынужден стал этим заниматься, так как в последние годы я все больше и больше встречаю людей, которые давно выкинули телевизоры. Поэтому теперь правительство принялось за интернет.
 
Сверху